Российский менеджмент весьма специфичен. Свой отпечаток наложили плановая экономика и особенности территории. Нельзя умалять и влияние Запада: зарубежные партнеры стали активно заключать договора и соглашения с представителями нашей страны, как только мы включились в процесс мировой торговли.
Даже в Советском Союзе, когда в стране была плановая и весьма закрытая экономика, были иностранные представительства. Среди них — Liebherr, концерн, который в последствии открыл в России дочернюю компанию ООО «Либхерр-Русланд».
Первый договор компания заключила с СССР в 1960-х годах. Сотрудничество продолжается по сегодняшний день. Техника Liebherr участвовала в строительстве заводов «Москвич», «КАМАЗ», делового района «Москва-Сити», установке памятника «Рабочий и колхозница» и во многих других значимых для России проектах.
На примере ООО «Либхерр-Русланд» можно проследить формирование российского менеджмента под влиянием западной культуры, нашего менталитета и социально-экономических потрясений.
Все управленческие решения в ООО «Либхерр-Русланд» напрямую связаны с улучшением сервиса. Об этом неоднократно в своих интервью говорил Николай фон Зеела, генеральный директор ООО «Либхерр-Русланд». Такая политика обусловлена несколькими факторами:
Эта политика сформировалась практически сразу. Для Liebherr в 1960-х годах СССР был крупнейшим заказчиком. Взаимовыгодное сотрудничество, которое хотелось развивать. СССР — страна специфическая, в хорошем смысле этого слова. Плановая экономика, запрет на ведение самостоятельной хозяйственной деятельности для иностранных компаний, приоритет для отечественных производителей и т.д.
При этом потребностей у страны было много — восстановление страны после ВОВ, гонка вооружений, ориентир на технологичность производства, мировое лидерство в ведущих отраслях и многое другое. Сотрудничать с СССР хотели многие иностранные компании, но удавалась это единицам. И им приходилось бороться за место. Алгоритм борьбы прост: чем быстрее ты решишь проблему заказчика, тем лояльнее он будет к тебе.
Liebherr специально для советских проектов разворачивал производство все сильнее. Строились заводы и сервисные центры. В конечном итоге концерн получил право открыть свое представительство в Советском Союзе.
Самостоятельную хозяйственную деятельность в России компания начала только в 2000-х годах. Советский Союз распался, Российская Федерация оправилась от всех потрясений и начала выходить из кризиса.
Генеральным директором дочерней компании стал Николай Романович фон Зеела. В ООО «Либхерр-Русланд» первоначально работало 13 человек. Забегая вперед скажем, что сейчас численность штата превышает 1 000 сотрудников.
В самом начале пути компания была распространена только в Европейской части России. Это лишало ООО «Либхерр-Русланд» примерно третьей части целевой аудитории. Большая часть работ, где могла пригодится техника Liebherr, ведется в Сибири и на севере страны. Потенциальные клиенты либо не знали о компании, либо опасались покупать технику из-за отдаленности центра сервисного обслуживания.
Николай Романович фон Зеела быстро понял правило: чем ближе ты к клиенту, тем выше продажи. Однако стоит оговориться, что близость означала не только территориальное расположение, но и умение говорить с заказчиком на его языке и в кратчайшие сроки решать возникающие проблемы.
«Климат и территория — две главные особенности России. Нашим сотрудникам приходится работать в экстремальных условиях и для меня это настоящий героизм» — в одном из интервью отметил Николай Романович.
Чтобы быть ближе к заказчику, ООО «Либхерр-Русланд» строит ремонтно-складские комплексы и открывает офисы по всей России. Сейчас они есть примерно в 70 городах России, в их числе и отдаленные районы — Хабаровск и Владивосток.
Российский менеджмент в большинстве случаев носит стихийный характер. У каждой компании свой путь. Главное, что нужно понимать: хочешь быть хорошим руководителем и развивать бизнес — умей подстраиваться под имеющиеся обстоятельства.